Вторник, 08.07.2025, 02:26
Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 31 » Александр харламов. Александр Харламов: «Каждому ребенку в России надо давать шанс»
12:50

Александр харламов. Александр Харламов: «Каждому ребенку в России надо давать шанс»





александр харламов

Хоккей — один из самых популярных видов спорта в России, так было и в СССР. Легендами становились те, кто, преодолевая нечеловеческие перегрузки, завоевывал золотые медали. В честь известных хоккеистов называли своих детей, их фотографиями заклеивали стены в домах, ими гордились и боготворили. Одним из таких легендарных спортсменов был и 2-кратный олимпийский чемпион, 8-кратный чемпион мира Валерий Харламов, которого называли олицетворением русского хоккейного стиля. Своей виртуозностью на льду он мог удивить даже видавших виды. Но годы идут, и герои, которыми интересуются сегодня, совсем другие. Идя на интервью с не менее талантливым сыном легендарного хоккеиста, который ушел молодым из жизни, я рассказал об этом своему приятелю: «Иду брать интервью у сына легендарного Харламова». — «У резидента «Камеди клаб?» — услышал я в ответ. М-да, сегодня люди не знают тех, которые собирали полные трибуны и восхищали весь мир. И это интервью не с сыном резидента «Камеди клаб», а с Александром Харламовым — известным российским хоккеистом и спортивным функционером.

— Александр, расскажите немного о своей семье.
— Семья у меня небольшая, но дружная. Я женат, у меня замечательная жена Виктория, которая подарила мне прекрасного сына Валеру — ему уже 14 лет, бабушка по материнской линии, которую я очень люблю. Есть у меня сестра Бегонита, у нее тоже есть дети — две девочки, Даша и Аня. Ну и тетя — сестра моего отца. Все они мне очень дороги, и ближе них у меня никого нет.

— Вы рано потеряли своих родителей, остались ли в памяти яркие воспоминания о них?
— Несмотря на то что я был еще ребенком, я многое помню. Конечно, появление отца всегда было неким праздником, потому что на то время хоккеистов не так часто отпускали домой. Но я хорошо запомнил, что вместе с моим отцом наш дом всегда заполнялся гостями, в основном это были его друзья и одноклубники. Мать всегда была рядом, а отец всегда пытался уделять мне как можно больше внимания, несмотря на свой жесткий график. Я помню даже, как мы играли в хоккей — у меня были хорошие родители.

— Вы пошли по стопам отца и стали играть в хоккей — это дань его памяти или это именно тот вид спорта, заниматься которым вы всегда мечтали?
— На самом деле, при жизни отец не хотел отдавать меня на хоккей, он очень хотел, чтобы я играл в футбол, и это было его мечтой. Но все равно уже в три года я встал на коньки. А после трагедии бабушка отвела меня в ЦСКА, в секцию хоккея. На тот момент я уже прилично катался и держался на льду, и поэтому не составило труда пройти отбор. Так и началась моя хоккейная жизнь.

— Мы знаем, что именно бабушка занималась вашим воспитанием, став для вас самым близким человеком.
— Да, бабушка, несомненно, очень любимый мной человек. Смирнова Нина Васильевна — она сделала очень многое для меня. Бабушка проводила очень много времени с нами, ну а после известных событий, мне тогда было 6 лет, сестренке 4 года, все легло на ее плечи. И могу сказать точно — она справилась. Конечно же, нам помогали друзья семьи, но именно бабушка стала для нас незаменимым человеком.

— А как же друзья отца? Они помогали вам?
— Они тоже не остались в стороне. И мы часто видели их у себя дома. По возможности они уделяли нам внимание, и я прекрасно помню это. Это было поколение более молодых игроков — Фетисов, Касатонов, Крутов. Я им очень благодарен за это. Мы общаемся по сей день. К сожалению, в этом году скоропостижно скончался Владимир Крутов, что стало сильным ударом для всех нас.

— Вашему сыну Валерию уже 14 лет — он тоже занимается хоккеем?
— Нет, вы знаете, он не пошел в хоккей. Одно время он занимался футболом, тоже в ЦСКА. Но сегодня существуют такие профессиональные требования, порой мне кажется, что это даже за гранью… Я такой человек, который не любит заставлять что-то делать своего ребенка из-под палки, как многие это делают, пытаясь навязать свое мнение даже через «не хочу». И поэтому я не стал ставить ему каких-то рамок. Да и потом, когда ребенок не попадает в основной состав — для него это тяжелая психологическая травма. Мы сели с ним, подумали и поняли, что главное — здоровье. Он занимается активно спортом, ходит на плавание. Есть в нем и творческая составляющая — в этом году он оканчивает музыкальную школу. Он играет на гитаре, любит сам сочинять музыку, пытается освоить профессию ди-джея. Я помогаю ему в его развитии и в том, что ему нравится. И, знаете, мы прекрасно понимаем друг друга.

— Александр, вы шесть лет прожили в Америке, выступая в НХЛ. Не было желания остаться за океаном?
— Хоккейная жизнь зависит от поступления контрактных предложений. Но понимаете, наше поколение попало в такое сложное время, я бы сказал даже, довольно тяжелое для страны. Тогда профессиональный спорт был на грани выживания, а система на грани развала. Именно поэтому многие из нас и поехали в Америку, в Европу. В хоккее отток был очень массовым. Но со временем, как ситуация стабилизировалась, ребята стали возвращаться обратно. Это возвращение затронуло и меня, и я доигрывал уже в России.

— Российские хоккеисты показывают хорошие результаты, есть ли задел на будущее? Подрастает ли достойная смена нынешнему поколению?
— Конечно же есть. К тому же те же Овечкин, Малкин, Ковальчук еще молоды, а следовательно, еще многого добьются. Если брать возрастную группу еще моложе, то и там есть талантливые ребята. Понимаете, здесь очень важно уделять внимание детско-юношеской школе.

— И как, уделяют? И достаточно ли внимания для того, чтобы оставаться лидером на годы вперед?
— Сложно сразу ответить на этот вопрос. 90-е годы сыграли плохую шутку со школами спортивной подготовки не только хоккея, но и всех остальных видов спорта. Все рушилось, и никто не мог остановить этот процесс. Сейчас пошла иная тенденция, что отрадно. Нельзя восстановить за несколько лет то, что разваливалось годами. Эта работа требует огромных инвестиций и желания, как тренеров, так и руководителей команд и федераций. Что касается хоккея, то тут все идет в гору. Это один из тех немногих видов спорта, который приносит радость нашим болельщикам в виде выигранных чемпионатов мира и других важных первенств.

— Хоккей на самом деле становится все популярнее. Все чаще и чаще на коньках и с клюшкой в руках на льду можно увидеть известных российских политиков и деятелей искусства.
— Ну а почему бы и нет? (Смеется.) Вы правильно заметили, очень много серьезных российских политиков и чиновников углубились в хоккей, возглавили ряд прославленных клубов в лице президентов — ЦСКА, «Динамо», питерское СКА. И параллельно они сами увлекаются этим видом спорта, занимаясь вместе с игроками.

— С кем из известных политиков вам приходилось скрещивать клюшку на льду?
— Практически с каждым, кто любит этот вид спорта. Я до сих пор активно тренируюсь и вхожу в состав команды под названием «Спортима», которую создал и основал нынешний руководитель Федеральной налоговой службы РФ Михаил Владимирович Мишустин. Он является большим фанатом этого вида спорта, и мы уже много лет играем вместе. С нами часто приезжают поиграть много известных людей: Геннадий Николаевич Тимченко, Рашид Гумарович Нургалиев, даже Алексей Леонидович Кудрин как-то приезжал. Перечислять можно долго. Ждем, когда к нам приедет поиграть Владимир Владимирович Путин (смеется).

— Любовь к хоккею и рост популярности этого вида спорта привлек бизнес. Стал ли хоккей бизнесом, как многие другие виды спорта?
— Если говорить о хоккее как о какой-то бизнес-модели, то это не бизнес. В нашей стране, по крайней мере. Вот НХЛ, к примеру, это бизнес. А в КХЛ все это только в перспективе. Это очень долгий процесс. Сейчас большинство команд находятся в «минусе», и мы ждем пока того времени, когда клубы выйдут хотя бы на самоокупаемость, а о прибылях пока и речи нет.
Инвестиции огромные в команду идут, а ответного выхлопа, если говорить о деньгах, нет. Не секрет ведь, что в хоккей сегодня пришли огромные деньги, и те, кто их вкладывает, и те, кто занимается развитием команд, думают, как бы зарабатывать на этом.
Я считаю, что у нас очень большой дисбаланс между зарплатами игроков и, например, ценами на те же билеты. Если в Америке пополнение бюджета команды во многом зависит от посещаемости игр, то у нас — далеко не так. Здесь проблема еще и в устаревшей инфраструктуре. Возьмем ту же Москву — дворцы очень старые. Тот же ЦСКА построен несколько десятилетий назад и вмещает всего 5500 зрителей.

— Как вы думаете, российская хоккейная дружина сможет завоевать золото на домашней Олимпиаде в 2014-м?
— Мы все на это надеемся. Но Олимпиада — самый непредсказуемый турнир, на который съезжаются самые лучшие и сильные. Объективно помешать нам выиграть не может ничего — даже Канада. Сегодня во главе сборной стоит отличный специалист Зинэтула Билялетдинов, который прекрасно знает все сильные и слабые стороны нашей команды. Считаю, его назначение было очень правильным решением, и надеюсь, что у него все получится. Главное, чтобы сборная подошла к Олимпиаде без травм и в оптимальном составе. К тому же у многих хоккеистов, это касается и Малкина, и Овечкина, и многих других, есть еще один стимул — поквитаться за прошлое поражение. По крайней мере ошибки будут учтены.

— Вы стояли у истоков создания хоккейных профсоюзов.
— Да, было дело. Мы создавали этот профсоюз параллельно с созданием новой лиги — КХЛ. Мне очень сильно помогал близкий друг, хороший юрист Александр Зотов. Он сейчас перешел в другой вид спорта. Мы создали Профессиональный союз хоккеистов и тренеров (ПСХТ), развивали его и понемногу отошли от него. Уверен, что он принес пользу многим спортсменам.

— Что происходит сегодня за океаном? И как повлияет очередной локаут в НХЛ на российский хоккей?
— Все элементарно. Срок коллективного соглашения, который заключается на пять лет, истек. Объединение работодателей и профсоюзы не могут договориться по новым условиям. Все временные рамки уже сдвинуты, к общему знаменателю они так и не пришли. Это все и привело к локауту. И читая прессу, я понимаю, что разногласия у них большие. Все это приводит к убыткам в НХЛ, которые перевалили уже за 100 миллионов долларов.
Если смотреть с позиций российского хоккея, то ничего страшного не происходит. Напротив, для нас это огромный плюс. Большая часть российских хоккеистов вернулась на Родину, и болельщик видит этих звезд воочию на наших ледовых площадках. Вместе с ними приезжают и иностранные хоккеисты. Все это увеличивает интерес к Континентальной хоккейной лиге. Это огромный стимул для лиги и для всех нас.

— Вместе с ростом интереса к профессиональному хоккею в России была сформирована Ночная любительская хоккейная лига. Что послужило созданию подобной лиги?
— Сегодня хоккей на самом деле стал очень популярен. И он развивается по всей стране. В одной только Москве более 200 команд, и это не считая области. В связи с этим наш президент Владимир Владимирович после общения и консультаций с нашими прославленными хоккеистами вышел с такой инициативой создания любительской лиги. Идея была одобрена, люди озадачились этим вопросом и создали ее. И это огромный плюс, потому что люди занимаются спортом, показывая примет младшим.

— Следите ли вы еще за каким-нибудь видом спорта, кроме хоккея?
— Не могу выделить что-то конкретное. Стараюсь быть в курсе всего происходящего в мире спорта. Нравятся и футбол, и баскетбол. Но сказать, что рвусь к экрану, потому что там идет какой-то матч, — такого нет.

— В хоккей играют настоящие мужчины. Это сам вид спорта делает их мужчинами или в хоккей приходят только сильные духом люди?
— Хоккей очень жесткий и травматичный вид спорта. Сам хоккей закаляет волю и характер, но слабый духом человек долго не выдержит. Здесь нужно уметь и терпеть, и пересиливать себя, и даже давать сдачу. Более того, в хоккее надо чувствовать своих партнеров и быть самому командным игроком.

— Любой человек, посвятивший себя спорту, в том числе и хоккею, зачастую умеет профессионально делать только то, чему он учился с детства. Часто ранняя травма ставит крест на карьере и оставляет человека один на один с проблемой. Что дальше?
— Это очень сложный и наболевший вопрос. Это действительно проблема номер один. После завершения карьеры, а она не очень длинная по спортивным меркам — мало кто из игроков играет профессионально после 35 лет. В нашей стране ничего таким спортсменам не предлагается и приходится делать все самому. Не каждому удается заработать хорошие деньги и грамотно ими распорядиться.
Многие, завершив спортивную карьеру, работают тренерами, остаются при клубе. Но игроков слишком много, и не все остаются при деле.

— В России очень много иностранных специалистов и тренеров. Это следствие низкого уровня отечественной тренерской школы?
— Не скажу, что у нас плохие тренеры. Среди них очень много знающих дело специалистов. Но молодых российских тренеров, стоящих у руля клуба, не так уж и много. В большинстве своем наши тренеры работают помощниками.
Очень важно, чтобы хозяева клубов давали шанс нашим специалистам проявить себя. С другой стороны, я могу понять инвесторов, они хотят иметь результат и поэтому пытаются привлекать именитых специалистов. Но иностранный тренер — это тоже палка о двух концах, потому как многие иностранцы, в том числе и с громкими именами, не смогли проявить себя в полный рост. У нас разный менталитет, есть и языковой барьер, и в России своя специфика.

— Несмотря на рост интереса к хоккею, в Советском Союзе он был куда популярнее.
— Да, раньше билеты на матч спрашивали аж у метро. И трибуны на любую игру были переполнены. Это легко увидеть, пересмотрев старую хронику. Проблема ведь еще в пропаганде спорта, в раскрутке отечественных игроков, из которых надо делать бренды, примеры для подражания.

— Есть и еще одна проблема — доступность. И как бы мы ни пропагандировали хоккей, он остается очень дорогим видом спорта.
— Соглашусь, хоккей очень дорогой вид спорта, это касается как экипировки, так и инвентаря, который часто ломается. К тому же дети быстро растут, и приходится постоянно менять коньки, форму… Далеко не каждому в России это по карману. А если семья большая, и там не один ребенок?
В мою бытность в ЦСКА нам бесплатно выдавали всю необходимую экипировку. Да, иногда, в зависимости от доходов семьи, докупались какие-то вещи, но в целом родители могли не переживать из-за этого.
Но, что хочется отметить, недавно летали в Нарьян-Мар, и там местная школа хоккея находится полностью на обеспечении города и вопрос с экипировкой снят. И к этому надо прийти во всей России. И я знаю, что в скором времени в ЦСКА детей, занимающихся хоккеем, будут экипировать бесплатно. И это правильно. Ведь большая часть звезд вырастает не из самых обеспеченных семей. И каждому ребенку в России надо давать шанс. Ведь часто бывает, что ребенок любит хоккей, хочет им заниматься, а такой возможности нет — это несправедливо.

Текст: Давид Газзаев
Фото: Ангелина Ковальская



Источник: esj.ru
Просмотров: 699 | Добавил: rmordif | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025

    Бесплатный хостинг uCoz